Новости - Новости судостроения



25.05.2022 - Для перевозки рыбы по Севморпути необходим флот арктических рефрижераторов

Несмотря на рост объемов вылова рыбы и морепродуктов на Дальнем Востоке, эта продукция остается малодоступной для жителей европейской части России. Ситуация изменится, если будут налажены регулярные рейсы для вывоза рыбы с Дальнего Востока по Северному морскому пути. Эта идея обсуждается уже много лет, а в конце 2021 года Минвостокразвития и «Росатом» предложили пилотный проект с использованием для решения этой задачи атомного лихтеровоза «Севморпуть». Согласно планам, уже в 2022 году судно должно совершить три рейса между Санкт-Петербургом и Владивостоком с возвращением в порт отправления.

Но использовать лихтеровоз для этой цели нецелесообразно, как и суда-контейнеровозы, а эффективный вывоз продукции может быть налажен при помощи многоцелевых арктических рефрижераторов, строительство которых в количестве 10-20 ед. нужно начинать уже сегодня. Об этом в интервью газете «Морские вести России» рассказал член совета директоров АО «Югрефтрансфлот», имеющего более чем 50-летний опыт транспортировки рыбной продукции морем, морской инженер Виктор Кот.

«На мой взгляд, при помощи лихтеровоза наладить эффективный вывоз рыбы с Дальнего Востока невозможно. Как и в случае с железнодорожными контейнерными перевозками, в данном случае не решается проблема оперативности взаимодействия с промысловыми судами в море – лихтеровоз не может обеспечить этого взаимодействия: он может принять только готовый контейнер с рыбой на берегу, а промысловое судно, в свою очередь, не сможет «сложить» выловленную рыбу в контейнер. Кроме того, не в пользу лихтеровоза говорят большие размеры судна, атомный двигатель, который ограничивает заходы в различные порты, а также высокие ставки фрахта», - отметил Виктор Кот.

По его словам, традиционные рефрижераторные суда имеют ряд конкурентных преимуществ в перевозке рыбной продукции по сравнению с судами-контейнеровозами. Прежде всего это способность работать по схемам «борт-борт», «борт-причал-борт», что предопределяет потенциал развития этого сегмента перевозок. Кроме того, рефсуда по сравнению с судами-контейнеровозами отличаются более низкой стоимостью строительства и уровнем эксплуатационных расходов.

«К сожалению, имеющийся флот не соответствует параметрам для использования в условиях СМП: за исключением нескольких судов типа «Бухта Русская», эти суда не имеют ледового класса, однако, вопреки всем конвенциям, продолжают работать. На Дальнем Востоке кроме нескольких небольших компаний – владельцев рефсудов работает компания «Доброфлот», мощности по рефсудам которой невелики и предназначены в первую очередь для обработки собственных рыбопромысловых судов, другие суда обрабатываются в малом количестве и по высоким ценам. Даже такой поверхностный анализ состояния реффлота позволяет однозначно сказать, что суда нужно строить.

Если мы сейчас не начнем строить собственный реффлот, не заложим в федеральные программы хотя бы 10-20 рефсудов, идею подхватит и воплотит Китай и будет возить рыбу с Дальнего Востока вместо нас!», - сказал Виктор Кот.

Инициатива строительства судов была представлена на форуме «Арктика: настоящее и будущее» в минувшем году в Санкт-Петербурге. По итогам форума сформулирована резолюция, подготовлены предложения для Минэкономразвития, Минтранса, Минпромторга и Федерального агентства по рыболовству. На совместном заседании Коллегии и Общественного совета при Федеральном агентстве планируется рассмотреть вопрос проектирования и последующего строительства серии данных рефрижераторов по концепции, предложенной ОАО «Югрефтрансфлот».

В настоящее время выделение средств на его подготовку решается в Минпромторге. После, планируется уточнить размерение судов с точки зрения их взаимодействия с рыболовными траулерами. Затем планируется выйти на технический проект и определить стоимость и сроки постройки судов.

Представители ООО «ПКБ «Петробалт» уже выразили готовность подготовить предпроект на основании представленной концепции.